Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Обсуждение песни
Текст   Обсудить   Скачать   Назад  


    Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты. Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.

    Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней, для них существует форум. Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.


НАЗАД

Обсуждаем песню:
  Вновь на Дунае
"... Я счастья румынам желаю по-русски, и дружбу скрепляет вино ..."
Ветеран, приглашённый в Румынию на свадьбу, вспоминает былые бои и походы.
Музыка: Зиновий Компанеец Слова: Яков Белинский 1959 Исполняет: Виктор Селиванов
Прислал: Сатурн 10.08.17 Обращений: 9436


Комментарии
...
Автор: bundy  11.08.17 00:06  Сообщить модератору
Спасибо за саму запись, но хочется именно тут рассмотреть более близко.
Напоминает мне что я никогда особо не ценил Селиванова. Как, например, Гришанова и Шашкова не ценил.
Трудно объяснить почему. Но с другой стороны легко объяснисть понятно почему он набрал высоты в середине 50-ых примерно.

Само произведение.... если вдуматься, то доходит до маразма. С первых же слов. Первые же слова: "давно отгремели бои и походы", сопровождаются легкими, приподнятыми нотами. Как и слова "мне памятны эти места". Слова же "с отцом жениха довелось породниться, спасая его из огня" звучат примерно так как должны звучать слова "с отцом жениха довелось породниться, обедом одним у костра". Кажется что бои и походы были просто пиком счастья, или как минимум - интересным приключением, оставившим добрые, воздушные, сладкие воспоминания.

Так никогда не споет Нечаев, Виноградов, и не споет Утесов, так никогда не напишет Блантер. Стоит только припомнить какие ноты сопровождают слова "Пушки молчат дальнобойные, залпы давно не слышны". Нет, можно спеть с какого-то типа грустно-доброй улыбкой, в которой скрывается память, тяжесть, и боль, - и это искусство - например, так поет Шмелев "По фронтовым дорогам". Но не как тут поет Селиванов. Ну не приемлю я.

Это, для меня, насмешка над святым, какая-то дурацкая пародия. Можно написать песню, например, такую как "Ты гармонь, тихонько заиграй" из фильма "Щедрое лето" - в которой не бездумный крутящийся и взвивающийся приподнятый вальс под бокал шампанского, а сложная гамма - от вдумчивости, размышления, близости, приподнятости, радости за то что все кончилось как кончилось, подчеркивания важности темы и даже суровой святости и чуть ли не угрозы (в словах "никогда мой друг не забывай как родная мать на битву снаряжала") - это другое дело.

А эта песня - это просто смех и грех. Так я считаю, хоть убейте.


...
Автор: bundy  11.08.17 05:35  Сообщить модератору
Не знаю что тут хуже - текст, просто ужасный, высосанный из пальца, или бездарная музыка. Но они подходят друг-другу. Кажется что оба просто неряшливо написаны ad hoc. Это не песня, а "песенка". И даже на этот статус еле-еле тянет.

"Кружатся пары, мелькают улыбки, и вспомнив о давних боях, звенят над Дунаем румынские скрипки и вторит им русский баян".

Если вдуматься в этот текст - это просто бред. Все смешалось - кружатся пары, везде улыбки, бьют фонтаны, гремит вальс, пиршество, вино и молодость вокруг, и вдруг какие-то бои (причем непонятно какие - румын с красной Армией что-ли? Меня тут недавно распинали за румын). И почему-то "давние", тогда как Победе - всего 10 лет, и сотни настоящих песен говорят нам обратное - что они совсем таки не "давние". Давние они может быть для тех кто слушает такие песни. Заодно и огненные братские спасения недавних кровных врагов румын от непонятно какого вражеского огня, итд..

Селиванов же бодро протороторив эту белиберду продолжает своим масляным голоском импозантно напевать - а-а-аа-аа-аа, вроде бы для подчеркивания и так разящего за версту "воздушно-пустышного" духа песенки.


для bundy
Автор: Прохожий  12.08.17 16:35  Сообщить модератору
Спасибо за такой обстоятельный анализ этого опуса.
Согласен практически по всем пунктам.
Текст весьма посредственный - причем исполнитель явно обращает внимание лишь на вокал, не предприняв попытки хотя бы интонационно как-то сгладить "недоработки" текста.
Несколько меньше претензий к мелодии. Да, малооригинальная, шаблонная - но если бы был нормальный, адекватный поэтический текст, это не было бы так заметно.


Прохожему
Автор: Сатурн  12.08.17 22:05  Сообщить модератору
Вот Вы говорите о том, что мелодия в этой песне "малооригинальная" и даже "шаблонная". А вот Вы смогли бы назвать какие-то другие песни, на которые мелодия этой похожа?

Стихи - да, действительно не ахти, но мелодия вполне удовлетворительная - не нудная, мелодическая линия запоминается, её можно с лёгкостью спеть...


Сатурну
Автор: bundy  12.08.17 23:05  Сообщить модератору
//"А вот Вы смогли бы назвать какие-то другие песни, на которые мелодия этой похожа"//

Ну это же явный подвох. Вы отлично знаете что "шаблонные" песни часто тем именно и шаблонны что они частично напоминают бесконечное число других мелодий, но указать что-то конкретное очень нелегко. Это во-первых. А вот "малооригинальной" песня чисто логически может быть не напоминая какие-то другие мелодии.

//"мелодическая линия запоминается, её можно с лёгкостью спеть..."//

Если не трудно, спойте пожалуйста. У Вас наверняка есть микрофон для интернета. Тут не важен голос, а только мелодия. Ждем.



p.s.
Автор: bundy  12.08.17 23:18  Сообщить модератору
Забыл сказать - если Вы все таки хотите знать какого типа, рода и вида песни эта мелодия очень и очень напоминает, то скажу что как раз те которые Вы так любите - Ваши горячо любимые "концертные", "вальсовые", с витиеватыеми и воздушными мелодиями, где богатая инструментовка, и легкое, ненавязчивое пение солиста. А таких сотни. Этот тип песен я могу определить с первой ноты. Они как раз очень часто шаблонны.


реплика
Автор: Сатурн  13.08.17 00:04  Сообщить модератору
Шаблонность означает усреднённость, похожесть одного на другое. Есть огромное количество песен, которые не только мелодически слабые, но в этой слабости ещё и похожи друг на друга до, порой, полной неразличимости. Особенно часто такая шаблонность присуща армейско-строевым песням - и по вполне понятной причине: в таких песнях рамки, в которых развивается мелодия, изначально, то есть по самой природе жанра, узки. Есть, конечно, и другие жанры, в которых образовался шаблон или трафарет.

На мой слух, в данной песне при всей слабости текста (честно говоря, песня и не претендовала на какую-то особую глубину) имеется неплохая и совсем даже не шаблонная мелодия, которая легко запоминается.


реплика
Автор: bundy  13.08.17 01:02  Сообщить модератору
Ну, допустим я согласен со всем что вы написали, кроме того что и в жанре ваших любимых "концертно-вальсовых" песен сложился тоже трафарет, причем такой, который настолько принижает ценность песни, что их никто не собирает и никто особо не любит кроме вас. Это в отличие от военных песен.


добавка
Автор: bundy  13.08.17 01:15  Сообщить модератору
Проблема с тем видом песен который вы любите, что их суть, их естество, изначально и почти по определению делают их второстепенными, легковесными, почти эстрадными, что налагает на них еще более узкий трафарет чем на военно-строевые. Они не запоминаются, это песни которые слушаешь и забываешь - точно как этот экземпляр.


Пара реплик
Автор: Константин Вершинин  13.08.17 01:22  Сообщить модератору
Усредненность тоже бывает разная. Можно "усреднять" по высоким образцам.

Как бы ни хороша была музыка, бывает, что текст "опускает" произведение донельзя. А стихи - основа песни. Свиридов где-то высказал мысль, что музыка без слов - бездуховна, так как она сама по себе (как сугубо материальное начало) не способна нести духовного содержания.

Константин Вершинин отредактировал это сообщение 13.08.17 в 01:23


реплика
Автор: Сатурн  13.08.17 01:23  Сообщить модератору
Я признАюсь, что меня всегда раздражала какая-то странная зацикленность на военной тематике, попытка свести всю богатую палитру советской песни к именно военным сюжетам, к военным мотивам. Мне всегда казалось, что советская песня, посвящённая мирной тематике, тематике радости повседневного быта, подвигов трудовых, а не только ратных, недооценена. Говорит это больше не о самих песнях, а об их слушателях, о их ожиданиях, об их психологических потребностях...

Больше по этому поводу мне сказать нечего.


для К.В.
Автор: Сатурн  13.08.17 01:29  Сообщить модератору
Я не стану спорить, так как это спор бесконечный. Я не воспринимаю песню (именно песню!), если в ней плохая мелодия, будь в ней какие угодно гениальные стихи. Я могу её воспринять как документ эпохи (если текст имеет какой-то элемент экзотичности), но я не способен пробудить в себе симпатию к такому опусу именно как к песне. Я много раз отмечал, что мой, лично мой, путь к советской песне пришёл через её МЕЛОДИКУ - слова для меня всегда были, скажу открыто и честно, вторичны. Важны, порой очень важны, порой гениальны, но именно вторичны с точки зрения их роли в ПЕСНЕ.


...
Автор: bundy  13.08.17 01:31  Сообщить модератору
//"советская песня, посвящённая мирной тематике, тематике радости повседневного быта, подвигов трудовых, а не только ратных, недооценена"//

Оценена!!
Просто не в вашем жанре "концертно-вальсовых" песен.
Пожалуйста не утрируйте.


реплика
Автор: Сатурн  13.08.17 01:41  Сообщить модератору
Я не согласился бы с попытками некоторых сузить мои интересы и привязанности в советской песне - я не давал и не даю никаких поводов для этого. И мои личные выкладки, и мои оценки тех или иных песен, присутствующих на сайте (и вообще) никаким образом не дают повода для приписывания мне какой-то нарочитой любви к некому "концертно-вальсовому" жанру, хотя и в нём есть отличные песни (многие заздравные и застольные, к примеру).


Хорошо, что дискуссии еще возможны...
Автор: Константин Вершинин  13.08.17 01:42  Сообщить модератору
...пусть даже как продолжение старых (10-летней давности. :-))

Можно высказать особое, серьезное, вполне личное мнение?

Мне сейчас кажется, что часть советских "мирных" песен всегда была переоценена! А именно, та часть.
которая мало укоренена в предшествующей культуре.

Лучшие "чисто мирные" советские песни, которые я могу назвать - это... (хотел первым номером написать "Стой, кто идет" Мурадели. :-) Она ведь не боевая, выстрела ни одного не раздалось...) песни на "колхозную" или близкую тематику. Например, Туликова: "Расцветай, земля колхозная" и "Цвети, наш край", Терентьева "Хлеб идет"...


добавлю
Автор: bundy  13.08.17 01:53  Сообщить модератору
Согласен с Константином и хочу подчеркнуть похожую деталь в песнях о любви, в романтическом жанре советской массовой песни - именно более "увесистые" песни такого рода, песни где мелодия не усложнена, песни где в центре СОЛИСТ - более глубоки. Песни же о любви более "легкого", "концертного" типа - намного более поверхностны.


Для Л.
Автор: Константин Вершинин  13.08.17 01:55  Сообщить модератору
Да, тут я держусь совершенно противоположного мнения. Для меня песня - это озвученный текст. В этом смысле более совершенными считаю песни как можно более псалмодические, речитативные.


диалектика
Автор: Сатурн  13.08.17 01:59  Сообщить модератору
История - перевёрнутый в прошлое интерес к настоящему...


:-)
Автор: Константин Вершинин  13.08.17 02:00  Сообщить модератору
У Ц. Кюи где-то есть гениальная формула (цитирую приблизительно, по памяти), что романсы Чайковского замечательно музыкальны, но как романсы почти все они плохи (в силу того, что сначала пишется музыка, а текст уже "нанизывается" на нее, и выходит неряшливо).


...
Автор: bundy  13.08.17 02:03  Сообщить модератору
Советская массовая песня не существует без слов, без текста. Именно в тексте ее новшество, или точнее в последственном опыте привязки нового типа ТЕКСТА И ТЕМАТИКИ к музыке.


уточнение
Автор: bundy  13.08.17 02:04  Сообщить модератору
Я имею в виду не к уже существующей музыке, а к новому типу музыки, который диктует текст.


P.S.
Автор: Константин Вершинин  13.08.17 02:06  Сообщить модератору
Кстати, русский романс в целом двигался по линии увеличения речитативности. Если вначале мы имели вполне подражательные, итальянизирующие опусы (даже у самого Глинки), но впоследствии явились гениальные "Старый капрал" Даргомыжского или "Забытый" Мусоргского, а потом и сплошь речитативная лирика Рахманинова, Метнера и т.д.


...
Автор: Константин Вершинин  13.08.17 02:10  Сообщить модератору
/// История - перевёрнутый в прошлое интерес к настоящему... ///

Ну почему же?
Может быть, просто прошлое оказалось не таким уж давним и забытым...


для К.В.
Автор: Сатурн  13.08.17 03:12  Сообщить модератору
Не в качестве предмета для дискуссии! Мне хотелось бы отметить, скажем, насколько, на мой взгляд, просто прекрасна песня Ю.Милютина "Ленинские горы". Лично я считаю её лучшей песней о Москве (сугубо моё мнение). Там замечательные слова, но насколько там волшебна музыка, которой достаточно для того, чтобы передать весь набор ощущений, связанных с тематикой...


Сатурну
Автор: Прохожий  13.08.17 11:53  Сообщить модератору
Отдаленное сходство найденной песни З.Компанейца прослеживается с песней "Сталинградский вальс" в исполнении Утёсова, с некоторыми "морскими" песнями Б.Терентьева.
Но вообще-то ярлык "шаблонности", который я скоропалительно приписал песне З.Компанейца, несправедлив.
По СЕГОДНЯШНИМ меркам эта мелодия - отличная. Если бы такую (хотя бы такую!) написал какой-нибудь СОВРЕМЕННЫЙ композитор для современного же фильма (но о событиях советского прошлого), песня была бы "хитом".
К сожалению, судьбу этой песни решил явно недоработанный, непродуманный, наспех сколоченный текст. В первую очередь именно по этой причине песня осталась невостребованной массами, забылась бесповоротно. Тем не менее, усилия энтузиастов по ее поиску отнюдь не напрасны: эта забытая, в наши дни "никем никогда не слышанная", мелодия от классика советской песни как минимум может служить "отправной точкой" для синтеза новых мелодических тем. Ведь слушать полноценную оркестровую запись - совсем не то, что читать ноты с листа! И какие-нибудь две-три удачно найденных нотки (которые "классик" почему-то так и не "довел до ума"), услышанные именно "вживую" (а не на бумаге), иногда могут подсказать современному композитору совершенно новую оригинальную мелодию.

Прохожий отредактировал это сообщение 13.08.17 в 11:56


Прохожему
Автор: Сатурн  13.08.17 12:02  Сообщить модератору
Да, согласен с приведёнными Вами ассоциациями - особенно, кстати, с песней Терентьева "Я море люблю". Но лично мне больше всего эта песня напоминает песню того же З.Компанейца "Отплытие", тоже незаслуженно забытой.


Сатурну
Автор: Прохожий  13.08.17 15:13  Сообщить модератору
Эти "стопроцентно забытые" песни от корифеев жанра - самый настоящий "мастер-класс" для современных композиторов.
Ведь чтобы написать что-то похожее (по стилистике и по качеству) на "Подмосковные вечера" (например для современного игрового фильма о пятидесятых годах), композитору явно недостаточно слушать только эти самые "Подмосковыные вечера",.
Для вдохновения, для полноценного "погружения в эпоху", композитору, наверное, могли бы быть неплохим подспорьем подборки из вот таких "хорошо забытых" - но при этом "мелодически качественных" песен того времени.
Энтузиасты, разыскивающие эти песни, делают большое и полезное дело,
Так называемые "незаслуженно забытые" песни в мелодическом отношении зачастую ничуть не хуже тех, которым "повезло" остаться "на слуху" у современных радиотелепродюсеров.
Проблемы - да, часто именно из-за текста.
Прослушал еще раз "Вновь на Дунае". Если бы жанр произведения был обозначен как "ария из оперетты", текст мог бы показаться несколько более приемлемым (поскольку он существовал бы в составе некоего предполагаемого опереточного действа).


Как писались легендарные песни?
Автор: bundy  13.08.17 23:27  Сообщить модератору
Цитирую из книги Анатолия Новикова "Песня в строю" ("Молодая Гвардия", 1976):

"Еще до войны, в конце 1940-го года, мы написали с поэтом Сергеем Алымовым к конкурсу военной песни "Васю-Василька" и "Самовары-самопалы". Мы заранее договорились что напишем веселые солдатские песни. И вот Сергей Алымов придумал "Васю-Василька", которому "письмеца недель пяток почта не приносит" и у которого - "понимаешь ли, браток, сердце ласки просит".
[...]
"Любопытно, что после того, как "Васю-Василька" узнали, я получил множество писем с просьбой написать еще такую песню. А ведь этого делать нельзя. Песня потому и нравилась, что была хоть и очень простой, но оригинально решенной. Похожая песня, песня-двойник стала бы пустоцветом, народ не стал бы ее петь"

То-есть Новиков говорит что:

1. Песня началась с текста, с интересного текстового решения.
2. Текст и форма военной (военно-строевой) песни могут быть очень ПРОСТЫМИ, но ОРИГИНАЛЬНЫМИ и ИНТЕРЕСНЫМИ.
3. Такой крупный композитор как Новиков говорит что качественные военные (военно-строевые) песни НЕ ФОРМАТНЫ. Песни форматные умирают своей смертью.

Такой огромный массив НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД "шаблонных" военных и военно-строевых песен которые были написаны просто не дожили бы до наших дней и сегодня не представляли бы интереса, а они ДОЖИЛИ и ИНТЕРЕСУЮТ ЛЮДЕЙ, и именно это так раздражает Сатурна.

Не все так просто как Сатурн постоянно повторяет даже насчет "военно-строевых" песен.


...
Автор: bundy  14.08.17 00:20  Сообщить модератору
А это цитата Ирмы Яунзем:

"Роль текста песни сейчас стала еще важнее, чем прежде. В сущности, наша основная задача - безупречно донести до слушателя текст с его большими гражданскими мыслями и чувствами, давая его на эмоциональном фоне мелодии. Мне кажется, что надо не столько "петь", думая о полноте и равномерной красоте звука, сколько "выпевать", максимально "доносить" текст".

"Вечерняя Москва", N.178


Кстати
Автор: bundy  21.08.17 10:24  Сообщить модератору
Мне кажется напрашивается сравнение между этим опусом и песней "Воспевал я край родимый" в исп. Кострицы. Та же тематика - заграничная поездка, старые и новые друзья, понимание и теплота, гордость, воспевание дружбы.
Но в этой песне - нормальные стихи, хорошая, крепко сколоченная мелодия. Нет ни оперетточности, ни шмальца, ни идиотской восторженности, излишнего, лубочного лиризма, нет перемешивания тем, итд. Я уж не говорю о сравнении пения.



Добавить комментарий:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:


НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024